метрика

Зависть

Признаки переживания чувства зависти

Вы завидуете другим людям
Вам кажется, что другим все дается без усилий
Вы чувствуете, что другие не заслуживают того, что имеют
Вам хочется отобрать или испортить то, чем владеют другие люди
Вы часто злитесь, что Вам недодали того, что Вам полагается по праву
Чужая радость вызывает у Вас раздражение
Вам важно демонстрировать свой успех
Вам кажется, что нет бескорыстных отношений
Когда Вы едите, часто не можете остановиться, пока не съедите всё
Вы предпочитаете скрывать даже от друзей то, чем Вы действительно владеете
Вы чувствуете, что многие завидуют Вам и Вы боитесь «злого глаза»

Чувство зависти к другому человеку в той или иной степени знакомо всем нам. Зависть связана со сложностью вынести факт того, что другой человек владеет чем-то интересным, привлекательным и желанным для нас. Как же проявляется зависть и ревность? Например, зависть может возникать в связи с тем, что у другого есть хорошая машина, квартира, деньги, или что он обладает острым умом, какими-то личностными достоинствами (особенную зависть, как правило, вызывают хорошие качества человека - достоинство, доброта, человечность).

Человек, испытывающий чувство зависти, обычно стремится очернить и испортить "объект желания" и того, кто владеет этим. Зависть, в отличие от жадности или алчности, стремится не столько к тому, чтобы завладеть и присвоить хорошее и ценное, но испортить и "загадить" то ценное, что пробуждает у человека желание и вызывает ощущение нехватки. Агрессия и деструктивность, в таком случае, направляются на такой объект и стремятся его разрушить в качестве интересного, привлекательного, обесценивая его в своих глазах и в глазах окружающих. Например, зависть может проявляться в высмеивании добродетелей и хороших качеств другого человека ("знаем мы этих святош", "да он на самом деле придурок"), обвинениях в том, что все принадлежащее человеку им не заработано ("ему просто повезло", "он все украл") или в смешении себя и другого человека, обладающего ценностью ("мы партеры по бизнесу", "мы с ним старые друзья", хотя сам человек ни о каком партнерстве и знакомстве и слыхом не слыхивал).

Зависть, как правило, является слабо переносимым чувством в самом себе, и люди склонны защищаться от нее, используя различные механизмы. Например, люди часто прибегают к проекции собственной зависти на окружающих. В таких случаях человек рассматривает себя как объект зависти и как того, кто обладает чем-то ценным и привлекательным, а завидуют ему окружающие и хотят у него что-то отобрать и лишить его "сокровищ". Такие люди склонны всячески провоцировать завистливые переживания в окружении, часто им кажется, что у них хотят отобрать что-то важное. В таком случае мы, как правило, сталкиваемся с параноидной личностью, все время ожидающей нападения и стремления других отобрать то, чем он или она владеет (хотя на самом деле завидует он сам, но эта зависть непереносима для него). Часто это проявляется в страхе, что другие хотят отобрать его деньги, имущество, постоянно выискиваются заговоры с целью унизить, обобрать или ограбить его.  Страх преследования и нападения все время наполняет такого человека.

Причиной зависти является страх. Такой страх перед завистью зачастую приводит и к тому, что человек может, наоборот, обесценивать себя самого, собственные достоинства, скрывать собственные успехи, скрытничать о своей жизни, и, таким образом, он может не опасаться зависти (страх перед "злым/завистливым глазом").

В других случаях человек может идеализировать самого себя в качестве защиты от зависти: ему нечему завидовать в окружающем мире, потому что он является "хозяином горы". Такие люди склонны демонстрировать дорогие вещи, интересные знакомства, разговаривать "сверху" с окружающими, и, таким образом, рассматривать все "сокровища" как собственность. Такие люди с нарциссической личностью склонны обесценивать все хорошее, что им не принадлежит, и требовать у окружающих восхищения самим собой, собственными добродетелями, собственными "сокровищами", а все негативное, "недостойное", разумеется, располагается вовне, в других людях, достойных презрения. А "презренный" окружающий мир, разумеется, не может возбудить чувство зависти. В этих понятиях зависть можно рассматривать как гордыню.

Выдерживание зависти как части самого себя, принятие вины  и ответственности за собственные чувства и те нападки, которым мы подвергали окружающих, ведет к тому, что нам больше нет необходимости защищаться от завистливых чувств,  бояться чужой зависти и  провоцировать ее.

Такое отношение к своему чувству зависти дает возможность, как указывает М.Кляйн, родиться чувству благодарности. Способность выдерживать, что другой человек сам владеет чем-то ценным, дает нам возможность относиться с уважением и принятием к другому, его достоинствам и успехам. Такое отношение позволяет нам с благодарностью принимать от окружающих то ценное, что они дают нам, позволяет с любовью и заботой относиться к другим людям. Такое чувство дает нам возможность сохранить то ценное, что мы получаем от других людей, потому как завить, наоборот, толкает нас к тому, что мы не видим в других ничего ценного и, соответственно, не можем ничего принять от другого человека - ни знаний ("я сам все знаю"), ни любви другого человека.<

Выдерживание собственной зависти, хотя и требует большой внутренней работы, позволяет стать более открытым к другим людям, принимать и любить их и быть принятым самому.