Парафилии
Признаки парафилии
Немногие психологические и психиатрические термины имеют такой морально-осуждающий оттенок и отблеск "греха", как перверсия (извращение). Несколько десятилетий назад слово "перверсия" было заменено на "парафилия", однако любые терминологические изменения вряд ли в силах произвести изменения в отношении человеческого общества к "извращенным", "греховным" (что отражено в большинстве религий) формам сексуальности и сексуального удовлетворения.
Однако, если присмотреться, крайне сложно выделить "нормальные" формы сексуального удовлетворения. Большинству людей в той или иной степени свойственны различные сексуальные фантазии и переживания, которые вызывают у них тревогу, беспокойство или, наоборот, стремление к их реализации. Современные исследователи указывают, что "перверсные" фантазии существуют в сексуальной жизни большинства людей, однако, как правило они не вызывают чрезмерной тревоги и не создают особых проблем в их социальной и сексуальной жизни.
Главное отличие таких переживаний от "парафилий" в том, что они не являются единственным и необходимым средством для достижения сексуального удовлетворения, а также не являются навязчивыми и неизбежно требующими реализации в сексуальной жизни.
Парафилия же часто является не только исключительным для человека способом удовлетворения (такой человек часто призирает все иные формы сексуальности и рассматривает свой способ сексуальной жизни как то, что делает его особым среди других людей), но и средством борьбы с эмоциональной пустотой и «мертвостью». Такой человек часто испытывает чувство безжизненности, и единственным способом "оживления" себя рассматривается только реализация своего особого способа получать удовольствие. Однако после реализации своего сексуального сценария часто возникает сильное чувство вины и стыда за собственные действия.
Как проявляются сексуальные парафилии? Использование фетиша, демонстрация своих половых органов, подглядывание за сексуальными отношениями других людей или садо-мазохистические постановки с переодеванием и использованием различного антуража в виде плеток, костюмов и прочего - это часто то единственное, что на время ослабляет внутреннее напряжение, дает ощущение жизни и позволяет такому человеку существовать.
Существует множество разновидностей парафилии. Часто парафилии осуществляются как "театральные постановки", которые не терпят в своей реализации никаких отклонений от заранее написанного сценария. В таком сценарии, обладающем характеристиками неизменности, все роли должны быть четко распределены и расписаны. Если происходят какие-то незапланированные изменения, часто у такого человека пропадает всякий интерес к продолжению сексуальных отношений. Такие "театральные" постановки, как правило, являются способом "самолечения" от глубокого эмоционального страдания, и воспринимаются как наркотически необходимые. Они реализуются, чтобы справиться с болью и мучением, причиняемым внутренними конфликтами, порождающими ощущение безжизненности. Как и наркотики для наркомана, такие формы сексуальности являются способом обрести временное успокоение от тревоги и депрессии.
В парафилиях эмоциональный мир другого человека полностью отрицается. Другой становится исключительно объектом сексуального удовлетворения, вне всякой связи с его внутренним миром, который не имеет никакого значения.
Люди, которые прибегают к "перверсным" формам сексуальности, зачастую сталкивались с ранним насилием, и посредством, к примеру, садизма, они трансформируют чувство униженности и беспомощности в превосходство и доминирование над другим. А для человека, склонного к переживанию удовольствия от боли (то есть к сексуализации страдания, причиненного фигурами раннего детства), подчинение могущественной доминирующей фигуре воспринимается единственной возможной формой "разрешенного" удовлетворения.
В детско-родительских отношениях людей, склонных к парафилиям, мы часто отмечаем:
- раннее вербальное, физическое и сексуальное насилие и унижение, которое впоследствии сексуализируется (часто единственный способ справиться со столь сильным страданием - начать получать от него эротическое удовольствие) и разыгрывается с другими людьми;
- материнское эмоциональное отвержение, создающее у ребенка чувство пустоты и безжизненности. Часто использование "неживого" фетиша (использование женской вещи, например, как единственного способа достижения оргазма) является способом приблизиться к недоступному и невозможному контакту с другим человеком, потому как удовлетворяющая связь с живым человеком воспринимается невозможной. В таких действиях мы часто находим "вызов" другому - "Я всегда смогу контролировать тебя и поэтому ты меня не оставишь". Это является способом не переживать "независимость", "своевольность" другого человека, и не рассматривать его как отдельного от тебя, а значит всегда контролируемого и не могущего тебя бросить;
- слишком близкие и тесные отношения с матерью, из которых отец был полностью исключен материнскими стараниями. В таких случаях у ребенка не формируется осознание того, что не он является "партнером" мамы. Часто в парафилиях таких людей содержится вызов «внутреннему» отцу, который является основой отношения к социуму и закону - "мне все равно, что вы думаете, я поступлю так, как хочу, даже если это нарушает закон и социальные нормы».
Сексуальная идентичность человека формируется в зависимости от тех сообщений и посылов, которые он получает в родительской семье. Часто в случаях нарушений сексуальной идентичности (трансексуализм) мы также сталкиваемся с множественными и противоречивыми посылами, которые давались ребенку со стороны его родителей в отношении сексуальности и желанного пола, который противоречит биологическому. Так, часто девочкам приписывается в семье роль мальчика, или мать может желать, чтобы ее сын был девочкой, и бессознательно сообщает ему об этом, наряжая, например, в девичью одежду.
Принятие собственных чувств обиды, гнева, стыда и унижения, своей принадлежности к одному полу, а также отсутствия всемогущества и возможности обладать обоими полами, обретение возможности доверять другому человеку как независимой и отдельной личности, а не подчиненной и тотально контролируемой, позволяет отказаться от парафилических способов борьбы со своим страданием. Это, в свою очередь, приводит к возможности жить полноценной и приносящей удовлетворение сексуальной жизнью, не ограниченной и не стесненной определенными формами, без использования которых удовлетворение видится невозможным.