Конфликты на работе
Признаки переживания конфликтов на работе
Работа является важнейшей частью жизни во всяком сообществе, многие из нас проводят треть своей жизни на работе. Комфорт и удовлетворенность от работы и взаимоотношений с коллегами является очень важным элементом нашего душевного спокойствия. Работа может приносить нам чувство самореализации, удовлетворенности и финансового благополучия, а может становиться источником сильного дискомфорта и стресса, вызывать у нас чувство раздражения и даже порождать глубокую депрессию. Конфликты на работе часто мешают комфортной работе и снижают продуктивность.
Стрессы, вызываемые работой, оказывают сильнейшее влияние на наше эмоциональное состояние. Работа - это место, где осуществляется наша профессиональная самореализация, а чувство собственной неуспешности, постоянные конфликты и критика со стороны руководства и коллег может порождать в нас негативную самооценку, неуверенность в самом себе, постоянное ощущение тревоги и напряжения, готовность подвергнуться обесцениванию и унижению. Работать с гневом невозможно. Все это создает огромный ком внутренних проблем, и в результате мы и сами начинаем сомневаться в самих себе и в собственном потенциале. В результате работа из места самореализации становится местом каторги с суровыми надсмотрщиками, на которую нас заставляет ходить только страх быть уволенным. Разрешение конфликтов на работе должно производиться с помощью специалистов, иначе можно усугубить ситуацию.
Проблемы на работе, при которых требуется помощь психолога, можно условно разделить на три группы:
- неудовлетворенность собственной профессией и успешностью;
- физическая и эмоциональная перегрузка;
- сложности во взаимоотношениях с коллегами и руководством.
Переживание конфликтов, вызываемых сплетнями, словесными оскорблениями, публичными унижениями и эмоциональными манипуляциями для того, чтобы заставить нас что-то сделать, подчиниться или работать сверхурочно без адекватной финансовой компенсации, может занимать все наши мысли после работы. Если мы не предпринимаем необходимые шаги по защите себя и своей самооценки, не отстаиваем свои права, то такие сложности, порой доходящие до ощущение травли со стороны начальника или коллег, могут приводить к тому, что мы вынуждены сменить место работы или смириться с таким отношением. Часто даже краткосрочное психологическое консультирование помогает справиться с ощущением страха и тревоги перед руководством, повысить самооценку. Как следствие, появляется уверенность в себе, возможность отстаивать свои права и интересы даже в условиях самого сильного давления, а также способность не поддаваться ни на какие манипуляции – будь то запугивание или вызывание чувства вины. И тогда отношение к нам начинает меняться кардинальным образом: другие люди уже не чувствуют, что могут также, как и раньше, давить на нас для достижения собственных целей, и начинают считаться с нами. Конфликты на работе с коллегами могут быть вызваны различными причинами, но их решение все-равно должно производиться профессионалами.
Еще одной причиной стрессов является перегрузка на работе. Работа на пределе возможностей организма – как физических, так и эмоциональных, наносит большой вред и физическому состоянию, и душевному самочувствию, создает сложности в личной жизни и семейных отношениях и сильно снижает качество жизни. Про стрессы и перегрузки на работе Вы можете прочитать статью «Совладание со стрессами».
Третьей причиной обращения за психологической консультацией являются карьерные и профессиональные сложности. Сотрудник начинает ревновать своего начальника к другим подчиненным. Подробнее об этом — в статье «Личностный рост».
Все эти проблемы приводят к таким психологическим последствиям, как нарушения самооценки, эмоциональная неустойчивость и перепады настроения, раздражительность, подавленность и депрессия, тревога, приступы паники, фобии при общении с окружающими, страх и нежелание ходить на работу, потеря всякой мотивации, чувство одиночества и бессилия, увеличение потребления алкоголя и сигарет. Из физических симптомов могут возникать различные психосоматические проблемы – хроническая усталость и сонливость, головокружения, головные боли, расстройства желудка, частые простудные заболевания, утрата сексуального влечения. Решение конфликтов на работе должно быть планомерным и методичным - это основополагающее правило.
Для того, чтобы избежать всех этих негативных последствий для нашего душевного и физического благополучия, важно выстроить адекватные и эмоционально комфортные отношения на работе, без эмоционального напряжения и перегрузок. Необходимо, чтобы работа подкрепляла нашу самооценку и чувство уверенности в себе, а не приносила нам дискомфорт. Ведь так важно, чтобы с утра возникало желание заняться интересным делом и реализовать новые профессиональные достижения, а не вырубить будильник, чтобы «не ходить на эту каторгу». И если Вы чувствуете, что будет трудно самостоятельно предпринять необходимые шаги для такого изменения, то в этом Вам может помочь психологическое консультирование.