метрика

Мазохистическая личность

Признаки проблем мазохиcтической личности

Самооценка связана со способностью выносить страдания
Стремление жертвовать своими интересами ради других
Чувство, что любовь других людей можно получить только страдая
Ощущение собственной «плохости» и пренебрежение собой
Чувство вины и «избавление» от него через наказание себя
Гордость своей способностью сносить дурное обращение
Демонстрация своих страданий как предмета гордости
Чрезвычайный страх одиночества и «брошенности
Провоцирование критики и нападения со стороны других людей
Стремление к отношениям с людьми, которые склонны мучить других

Способность переносить страдание и боль является очень важным качеством здорового человека. Те, кто были способны выдерживать страдание, не меняя своих убеждений и не теряя своего человеческого достоинства (например, как Джордано Бруно), являются символами для многих поколений людей. Для христиан самопожертвование Иисуса ради других людей является опорой и путеводной звездой в собственной жизни. Однако порой претерпевание страданий и боли - физической и душевной, становится для человека тем, что руководит им по жизни, и тогда мы можем говорить о мазохистической личности.

Таким людям сложно переживать удовольствие и радость от жизни без необходимости страдать. Отношения с другими людьми выстраиваются через постоянное жертвование собственными интересами и подчинение другим людям, порой очень жестоким и садистичным.

Часто у мазохистических личностей мы находим переживание морального триумфа над своими «мучителями» и теми, кто не способен отказаться от собственного "эгоизма". Эта скрытая гордость за свою способность к претерпеванию мучений может быть главной опорой самооценки и самоуважения. У такого человека подчас существует убеждение, что принятие, симпатия, забота и участие других людей возможно, только если им переживаются муки, в противном случае любовь может ощущаться незаслуженной и даже невозможной.

Исследователи выделяют две группы людей с мазохистической личностью - "моральные" и "отношенческие".

У людей, склонных к "моральному мазохизму", мы находим неотчуждаемую связь между позитивной самооценкой и претерпеванием страданий. Здесь самоуважение напрямую зависит от того, насколько сильно собственное "альтруистическое", "не эгоистическое" отношение к другим людям. А под "эгоизмом" рассматривается почти любая забота о собственных потребностях, которые "должны" быть отодвинуты на последнее место. За таким "альтруизмом" часто стоит сильное чувство вины за любую заботу о себе самом, или даже обращение внимание на свои здоровые нужды, и они могут быть удовлетворены только при «принесении жертвы» во благо окружающих.

С другой стороны, существует мазохизм "отношений". Человек считает, что единственный способ поддержания отношений с другими людьми - это претерпевание от них страданий, а в противном случае он будет отвернут. Любовь других людей возможна, только если ты подчиняешься той боли, которую они причиняю тебе, а иначе ты будешь неизбежно покинут. Для отношений часто избираются садистические личности, которые получают удовольствие от мучений близкого человека - унижения, подчинения и пренебрежения им. Причем, если вконец уставший от мучений человек вдруг решает покинуть своего мучителя, то тому сообщается, насколько он необходим, нужен и важен, и что на "самом деле" его любят и принимают.

Такая модель отношений очень характерна для семей, где росли люди с мазохистической личностью, где они подвергались мучению со стороны близких - родителей или братьев и сестер, и вместе с этим им сообщалось, насколько они ценны и важны для своих мучителей. Исходя из этого, возникает патологическое убеждение, что мучения в отношениях неизбежны. С другой стороны, в семьях, где выросли люди с мазохистической личностью, принятие и заботу на общем фоне отвержения и пренебрежения со стороны родителей можно было получить только через страдание - физическое и душевное, и никаким иным образом.

Понимание причин собственных проблем часто дает, наконец, выход глубокому чувству обиды и гнева на своих «мучителей» и ведет к принятию собственного страдающего и напуганного внутреннего ребенка. Возникает способность строить близкие и любовные отношения без неизбежности постоянных страданий, такие отношения, где тебя не мучают, а любят и принимают.

Основной внутренний конфликт
Страдание/Утрата отношений или самооценки
Особенности представления о других
Люди уделяют внимание только тем, кто в беде
Особенности представления о себе
Претерпевая страдания, я могу продемонстрировать мое моральное превосходство или сохранить мои отношения
Основные эмоции
Печаль, злость, вина
Основные защитные механизмы
Интроекция, интроективная идентификация, оборачивание на себя, морализаторство