метрика

Конфликты на работе

Признаки переживания конфликтов на работе

Нежелание ходить на работу
Частые конфликты с коллегами
Отсутствие мотивации работать
Приступы тревоги от общения на работе
Постоянное ощущение перегруженности
Постоянное внутреннее напряжение
Неуверенность в своей компетентности
Чувство подавленности на работе
Чувство, что коллеги Вас используют
Неудовлетворённость работой
Конфликты с работодателем
Раздражительность и страх перед руководителем
Сложности с подчиненными
Ощущение, что начальство Вас третирует
"Травля" на рабочем месте
Готовность подвергнуться критике

Работа является важнейшей частью жизни во всяком сообществе, многие из нас проводят треть своей жизни на работе. Комфорт и удовлетворенность от работы и взаимоотношений с коллегами является очень важным элементом нашего душевного спокойствия. Работа может приносить нам чувство самореализации, удовлетворенности и финансового благополучия, а может становиться источником сильного дискомфорта и стресса, вызывать у нас чувство раздражения и даже порождать глубокую депрессию. Конфликты на работе часто мешают комфортной работе и снижают продуктивность.

Стрессы, вызываемые работой, оказывают сильнейшее влияние на наше эмоциональное состояние. Работа - это место, где осуществляется наша профессиональная самореализация, а чувство собственной неуспешности, постоянные конфликты и критика со стороны руководства и коллег может порождать в нас негативную самооценку, неуверенность в самом себе, постоянное ощущение тревоги и напряжения, готовность подвергнуться обесцениванию и унижению. Работать с гневом невозможно. Все это создает огромный ком внутренних проблем, и в результате мы и сами начинаем сомневаться в самих себе и в собственном потенциале. В результате работа из места самореализации становится местом каторги с суровыми надсмотрщиками, на которую нас заставляет ходить только страх быть уволенным. Разрешение конфликтов на работе должно производиться с помощью специалистов, иначе можно усугубить ситуацию.

Проблемы на работе, при которых требуется помощь психолога, можно условно разделить на три группы:

- неудовлетворенность собственной профессией и успешностью;

- физическая и эмоциональная перегрузка;

- сложности во взаимоотношениях с коллегами и руководством.

Переживание конфликтов, вызываемых сплетнями, словесными оскорблениями, публичными унижениями и эмоциональными манипуляциями для того, чтобы заставить нас что-то сделать, подчиниться или работать сверхурочно без адекватной финансовой компенсации, может занимать все наши мысли после работы. Если мы не предпринимаем необходимые шаги по защите себя и своей самооценки, не отстаиваем свои права, то такие сложности, порой доходящие до ощущение травли со стороны начальника или коллег, могут приводить к тому, что мы вынуждены сменить место работы или смириться с таким отношением. Часто даже краткосрочное психологическое консультирование помогает справиться с ощущением страха и тревоги перед руководством, повысить самооценку. Как следствие, появляется уверенность в себе, возможность отстаивать свои права и интересы даже в условиях самого сильного давления, а также способность не поддаваться ни на какие манипуляции – будь то запугивание или вызывание чувства вины. И тогда отношение к нам начинает меняться кардинальным образом: другие люди уже не чувствуют, что могут также, как и раньше, давить на нас для достижения собственных целей, и начинают считаться с нами. Конфликты на работе с коллегами могут быть вызваны различными причинами, но их решение все-равно должно производиться профессионалами.

Еще одной причиной стрессов является перегрузка на работе. Работа на пределе возможностей организма – как физических, так и эмоциональных, наносит большой вред и физическому состоянию, и душевному самочувствию, создает сложности в личной жизни и семейных отношениях и сильно снижает качество жизни. Про стрессы и перегрузки на работе Вы можете прочитать статью «Совладание со стрессами».

Третьей причиной обращения за психологической консультацией являются карьерные и профессиональные сложности. Сотрудник начинает ревновать своего начальника к другим подчиненным. Подробнее об этом — в статье «Личностный рост».

Все эти проблемы приводят к таким психологическим последствиям, как нарушения самооценки, эмоциональная неустойчивость и перепады настроения, раздражительность, подавленность и депрессия, тревога, приступы паники, фобии при общении с окружающими, страх и нежелание ходить на работу, потеря всякой мотивации, чувство одиночества и бессилия, увеличение потребления алкоголя и сигарет. Из физических симптомов могут возникать различные психосоматические проблемы – хроническая усталость и сонливость, головокружения, головные боли, расстройства желудка, частые простудные заболевания, утрата сексуального влечения. Решение конфликтов на работе должно быть планомерным и методичным - это основополагающее правило.

Для того, чтобы избежать всех этих негативных последствий для нашего душевного и физического благополучия, важно выстроить адекватные и эмоционально комфортные отношения на работе, без эмоционального напряжения и перегрузок. Необходимо, чтобы работа подкрепляла нашу самооценку и чувство уверенности в себе, а не приносила нам дискомфорт. Ведь так важно, чтобы с утра возникало желание заняться интересным делом и реализовать новые профессиональные достижения, а не вырубить будильник, чтобы «не ходить на эту каторгу». И если Вы чувствуете, что будет трудно самостоятельно предпринять необходимые шаги для такого изменения, то в этом Вам может помочь психологическое консультирование.