Человек, который обращается к психотерапевту, как правило, переживает дискомфорт или душевное страдание, выражаемое в различных симптомах - тревоге, депрессии, страхах или сложностях в любовных и рабочих отношениях. Приходя к психотерапевту, большинство пациентов имеют определенные цели, а также представления о той сфере жизни, которая вызывает у них наибольший дискомфорт - будь то сексуальные отношения, взаимодействие с руководством, отношения с детьми, и имеют более или менее реалистичное представление о причинах своего страдания.

Цель психотерапии, формулируемая пациентом, может быть достаточно реалистичной, например, разобраться в причинах своего гнева, возникающего в отношениях с ребенком или осмыслить причины постоянного повторения неудовлетворяющих любовных отношений, понять, почему переживаются неуместные страхи в отношении руководителя или подчиненных. Такие цели являются "входными воротами" в постижение своего внутреннего мира, тех сознательных и бессознательных связей, которые в нем существуют, а также первым шагом в разрешении гораздо более глубоких и всеобъемлющих проблем, чем те, которые были заявлены в начале терапии.

Например, молодой человек мог обратиться к психотерапевту для понимания причин постоянных конфликтов с начальниками на работе, неизбежно заканчивающихся увольнениями. По мере продвижения психотерапевтического процесса он может начать понимать, что взросление и уход из родительского дома вызывает у него тревогу, и тогда цель терапии постепенно меняется – разобраться в тех сложностях и тревогах, которые вызывает отделение от родителей и понять, почему ему необходимо постоянно провоцировать конфликты с руководством и быть уволенным, чтобы таким образом никогда не покидать родительского дома, продолжая постоянно оставаться "ребенком", а не быть взрослым мужчиной. Подобное понимание может повлечь за собой исследование страхов, связанных с беспокойством за мать, которая в его бессознательной  фантазии может умереть, если он вырастет. Таким образом, цели психотерапевтической работы могут постепенно меняться по мере углубления понимания своего внутреннего мира.

Иногда цели, которые пациент ставит в начале совместной работы, могут быть нереалистичными с терапевтической точки зрения. Например, девушка обращается за терапевтической помощью после нескольких отношений, в которых она чувствовала себя брошенной и предаваемой нечувствительными и нелюбящими мужчинами. Она может говорить, что устала быть брошенной и непринятой, и что хочет, чтобы партнеры с ней так не обращались. В этом случае от терапевта ждут нереалистичной помощи - повлиять на ее партнеров. Гораздо более адекватно с терапевтической точки зрения разобраться в причинах, которые подталкивают такую девушку вступать в отношения с определенным типом мужчин, отношения с которыми "разбивают ей сердце".

Если с точки зрения пациента терапевтической целью является разрешение тех болезненных переживаний или сложных отношений, в которые регулярно вовлекается пациент, то с точки зрения терапевта цели могут звучать несколько иначе:

- Достижение инсайта (понимания) и разрешение внутреннего конфликта, который существует внутри пациента и создает те сложности и проблемы, которые и приводят пациента в терапию. Например, молодой человек не может достигать успехов на работе по причине бессознательного соревнования с отцом. В этом случае успех означал бы для него бессознательно победу над отцом, что вызывало бы у него сильную вину, и поэтому он всячески, порой неосознанно, саботирует  свои успехи.

- Поиск правды о себе и о своем внутреннем мире. Достижение внутренней правды о себе является терапевтической целью со времён Сократа. На воротах храма Аполлона в Дельфах было написано "Познай самого себя". Чувство собственной «неаутентичности», ложного "Я", "чужой кожи", в которой человек чувствует себя обреченным жить, сопровождает многих из наших пациентов. Принятие самого себя, своих чувств и особенностей ведет к более целостному и органичному самоощущению и к возможности жить более полной и удовлетворяющей жизнью. Однако, соприкосновение с собственным "подлинным Я" часто сопровождается переживанием душевной боли, и в попытке ее избежать пациент вынужден зачастую продолжать страдать от "оторванности" от жизненной части самого себя.

- Улучшение качества отношений. Многие из нас проецируют свои переживания  на окружающий мир. Это приводит к тому, что отношения с другими людьми строятся не на подлинном восприятии окружающих с их собственным внутренним миром, но на отношении со злобными, враждебными, критичными, унижающими и непринимающими проекциями из внутреннего мира. Иногда наши близкие бывают удивлены нашими словами или действиями, поскольку в действительности они адресованы не им, а нашим собственным, порой  весьма реалистичным, фантазиям о злобных и враждебно настроенных окружающих, но имеющим к действительности маленькое отношение. Признание и принятие своих собственных чувств (зачастую противоречивых, конфликтных, агрессивных и "неприемлемых") приводит к тому, что мы перестаем проецировать их на окружающих и можем воспринимать мир и самих себя более реалистично.

- Улучшение «ментализации», то есть способности мыслить о своих собственных и чужих психических процессах. Отсутствие такой функции приводит к тому, что мы оказываемся не в состоянии понимать себя и окружающих. Мы можем воспринимать реальность очень конкретно с параноидным убеждением о враждебности окружающих и "черно-белым" мышлением или, наоборот, мыслить слишком абстрактно, так, что реальность чувств и переживаний других людей не имеет никакого отношения к нашему восприятию их, да и к нашему собственному внутреннему миру тоже.

Важнейшей терапевтической целью является отказ от наших нереалистичных и безнадежных детских желаний и «золотых фантазий». Часто мы жертвуем тем, что реалистично и достижимо, в пользу «невозможного». Таким «невозможным» может быть слияние с другим человеком в «идеальной любви» и все, что меньше этого, отбрасывается как ненужное. Результатом этого может являться разрушение потенциально счастливых и удовлетворяющих отношений с «неидеальным» партнёром, или отказ от любой работы, которая требует усилий, в пользу грандиозных фантазий и мечтаний о прекрасной работе с многомиллионным доходом, которая сама свалится с неба. Такой отказ от «невозможного» требует от нас большой внутренней работы. Это то, что в психоанализе называют «работой горя», которая дает нам возможность принимать самих себя и нашу жизнь с ее возможностями и ограничениями, а не жить мечтаниями о «грандиозном» завтрашнем дне.