Часто в материале, который сообщает пациент, мы сталкиваемся с различными  противоречиями и "спутанностью" в отношении текущих и прошлых жизненных событий или терапевтических отношений, в которых сложно разобраться как терапевту, так и самому пациенту. Для того, чтобы материал стал более понятен и осмыслен, используется прояснение. Прояснение позволяет лучше понять внутренний мир пациента, указать на различные неясности, скрывающие под собой болезненные переживания, которые наша психика пытается избегать (используя защитные механизмы), но которые, подчас, являются основной причиной обращения за помощью. Пациент может, к примеру, использовать различные термины, которые призваны защитить от чувств:

 

П: "Мой отец был зависимым от алкоголя".

 

Т: "Что Вы имеет в виду под "зависимым от алкоголя"?

 

П: "Каждый день он приходил домой пьяный, набрасывался на меня и начинал оскорблять или избивать, а я прятался от него".

 

 

 

Уточнение деталей  материала, сообщаемого пациентом, может быть также очень полезным для углубления работы и для лучшего понимания пациентом собственного внутреннего мира:

 

П: "В моих отношениях с А.происходили неприятные вещи, однако сейчас...".

 

Т: "Неприятные вещи?".

 

П: "Ну....когда он приглашал своих друзей, он начинал  унижать меня перед ними, говоря о моих недостатках и высмеивая мои достижения....это  вызывало у меня сильную обиду...но я не говорила ему об этом, боясь что он уйдет....ой, кажется тогда я первый раз и пережила панику...".

 

Многие пациенты приходят на терапию, ожидая от специалиста "всезнания" и способности "магическим" образом понимать абсолютно все, что говорит пациент. Такие ожидания часто мешают терапевту задавать проясняющие вопросы, которые показывают, что он не способен соответствовать "всемогущим" ожиданиям немедленного понимания всех проблем и всего материала пациента. Часто это приводит к тому, что неопытный терапевт не задает вопросов, и тем самым поддерживает такие ожидания пациента, в которых он "всезнающий" и "всемогущий", боясь навлечь на себя гнев пациента и обвинения в некомпетентности. Часто такие ожидания и создают для человека проблемы во всех отношениях, что, в частности, и могло стать причиной обращения. Пациент может злиться, к примеру, на  неспособность своих близких понять его, и постоянно переживать обиду, совершенно не осознавая и не принимая того факта,  что абсолютное понимание невозможно.

 

Вследствие внутренних конфликтов, которые есть у каждого пациента, противоречия в материале неизбежны, особенно в том, что касается болезненных переживаний. Поэтому терапевту важно быть внимательным, чувствительным и отслеживать неясности,  указывая на них пациенту. Только тогда  пациент сможет сам увидеть те сложности и конфликты, которые и привели его на терапию.

 

м.Белорусская
ул.Скаковая,32
Свободная парковка
Позвоните нам прямо сейчас по телефону +7 (495) 509 36 12,
чтобы уточнить любые вопросы.
Время работы:
ежедневно 
10:00 - 22:00
Записаться на консультацию Задать вопрос специалисту