Понимание бессознательных сил, которые руководят нашей жизнью и чье влияние мы подчас совершенно не осознаем, является основной задачей исследующей (экспрессивной) психотерапии. Понимание наших бессознательных драм помогает нам не только лучше понять себя и принять доселе отвергаемые части самих себя, но и освободить свою жизнь из-под влияния болезненных моделей отношений, от необходимости вновь и вновь воспроизводить травматические переживания. Эти бессознательные переживания и фантазии, оставаясь за кулисами нашей жизни, влияют на наш выбор любимого человека, профессии, направления собственной деятельности. Наши прошлые переживания и обиды, травмы и фантазии порой настолько плотно пронизывают наше "настоящее", что мы начинаем руководствоваться в своем поведении не текущей реальностью жизни, а нашими детскими стремлениями и страхами.

Исследующая терапия ориентирована на достижение пациентом инсайта (понимания) в отношении своих бессознательных конфликтов и тех сил, которые оказывают сильное влияние на жизнь пациента, но остаются вне его сознания. Такие бессознательные драмы (конфликты) могут носить как характер "запретного", так и "невозможного". Запретными, как правило, являются конфликты вокруг "запретных" и «недозволенных» чувств, будь то, агрессия или сексуальность, порождая у нас чувство вины, а конфликты "невозможного" - вокруг стремления к тому, что недостижимо - "золотому веку", "раю", слиянию с другим, совершенству. Стремление к совершенству присутствует в бессознательных фантазиях большинства из нас, вызывая чувство стыда за собственное несовершенство, а отказ от этого стремления сопряжен с большой душевной болью.

Вместе с психотерапевтом мы исследуем собственный внутренний мир и открываем в нем то, что давно нам бессознательно известно, но чего мы опасались, избегали, страшились. В этой работе понимание внутреннего мира пациента становится главной задачей. По мере осознания тех конфликтов и страданий, которые испытывает ребенок внутри каждого из нас, начинают исчезать многолетние психические симптомы, часто ставшие причиной обращения за помощью - будь то иррациональные страхи  и тревоги, фобии, навязчивости,  психосоматические расстройства. По мере работы мы начинаем принимать собственные чувства, обретать ощущение уверенности в себе и самое главное, понимать и ощущать себя ответственным за то, что происходит в собственной жизни.

Одним из важных элементов исследующей терапии является понимание переноса - т.е. тех переживаний и ощущений из собственных отношений с родителями, которые пациент привносит не только в семейные, рабочие и дружеские отношения, но в отношения с терапевтом (переживается ли терапевт, как отвергающий, критикующий или наоборот, восхищающийся, например). Осознание переноса является очень важным в процессе понимания себя и изменения тех отношений, которые мы выстраиваем с окружающими, но которые имеют отношение к нашему детству.

Таким образом, исследующая терапия может оказать помощь не только в изменении своих отношений и избавлении от симптомов, но, что самое главное, в понимании собственного внутреннего мира, действительных возможностей и ограничений (в противоположность "всемогуществу" и стремлению к невозможному, свойственному многим из нас), которые существуют в нашей жизни, а также в обретении чувства уверенности и ответственности за собственную жизнь.