Инсайт - это достижение пациентом понимания своего внутреннего мира, конфликтов и бессознательных причин собственных симптомов и проблем, которые постоянно воспроизводятся в контексте различных отношений - рабочих, любовных, семейных, детско-родительских. Инсайт позволяет "по-иному" взглянуть на то, что происходит в собственной жизни. Разрешение бессознательных конфликтов освобождает человека от постоянного повторения травматических переживаний, позволяет оплакать душевные раны, расстаться с детскими (инфантильными) надеждами и жить полноценной взрослой жизнью, свободной от той ноши, которую мы несем порой, не понимания и не подозревая об этом.

Достижение понимания всегда связано с тревогой и страхом перед душевной болью и изменениями, и поэтому всячески избегается. Такое избегание может, например, проявляться в контексте терапии в постоянной смене темы разговора, как только человек подходит вплотную к пониманию причин собственных жизненных сложностей. Понимание "правды" о самом себе всегда доставляет нам неудовольствие и даже боль, от которой мы склонны прятаться, порой даже ценой возникновения  серьезных психических симптомов – фобий, навязчивостей или психосоматических нарушений.

Терапевт помогает пациенту достичь инсайта посредством интерпретации. В интерпретации терапевт пытается продемонстрировать пациенту связь его текущих проблем, ставших причиной обращения к терапевту, с бессознательными конфликтами, желаниями и травмами прошлого. Интерпретация дает возможность пациенту увидеть себя с нового угла зрения и новой внешней перспективы непредвзятого наблюдателя, и таким образом понять самого себя. Инсайт или новое понимание часто происходит с ощущением, что ты всегда это знал, но боялся соприкоснуться с этим знанием или переживанием, и что теперь нет необходимости избегать разговора о беспокоящих тебя вещах.

Инсайт, несмотря на первоначальное переживание душевной боли, сопровождается последующим чувством радостного облегчения. Такое облегчение может проявляться, например, в форме исчезновения многочисленных тревог, страхов и фобий, в исчезновении конфликтов с коллегами и близкими, а так же в более реалистичном восприятии окружающих. То, что казалось "чудовищным" и пряталось от себя и других "как скелеты в шкафу", оказывается просто собственными чувствами - гнева, страдания или инфантильной надежды, осознание и принятие которых обогащает эмоциональный внутренний мир и дает ощущение воссоединения с самим собой. И тогда испытываемые чувства перестают вызывать, как прежде, мучительную вину (и соответственно, стремление к искуплению) или стыд (и стремление спрятать  беспокоящее переживание из-за страха отвержения).